Содержание



Вместо предисловия

Первые Французы в Санкт-Петербурге

Зодчии
Знаменитые династии
"Академики" художеств
Театр
Беженцы от революции
Предприниматели
Элита
Наука и техника
Дипломатия
Религия

Информационные источники

Сводная таблица имен

Предпренимательство

       Правительство стало поощрять частное предпринимательство. Заводчикам и фабрикантам предоставлялись различные привилегии. Иностранцам, ⌠которые перевозят в Россию свои капиталы, искусство или мастерство■, разрешалось ⌠фабрики, заводы и записываться в гильдии без вступления в подданство на 10 лет■.
       Так Феликс Шопен (? - 1892), француз, в 1840-х переселился в Россию, где приобрел петербургскую фабрику художественной бронзы, имел собственный магазин на Б.Морской,70. Выполнял крупные государственные заказы для Исаакиевского собора и Эрмитажа. Выпустил 64 бронзовых бюста российских великих князей, царей, и императоров. В 1867 году послал в Париж на Всемирную выставку модель Петропавловской крепости. Расцвета фирма Шопена достигла в 1870-х годах в сотрудничестве со скульптором Е.А. Лансере.
       Французским гравером А.П. Мораном (ум. в 1904 г.) в 1849 году была образована бронзово-литейная фабрика на М. Болотной ул. д.5, на базе художественно-литейного цеха машиностроительного завода герцога Лейхтенбергского. После отъезда А.П. Морана во Францию в 1892 году предприятие перешло к французскому подданному Г.А. Гоне и Э.П. Гакеру. Фирма особенно прославилась отливкой памятников, в том числе Николаю I, Екатерине II в Петербурге и в других городах России. Предприятием был также выполнен шпиль колокольни Петропавловского собора. Фирма славилась использованием так называемой бронзы сукрасной, устойчивой к ненастной погоде и перепадам температур. В 1861 году фирма была удостоена права изображения государственного герба.
       Кольбе Р.А. с 1884 года владелец фирмы, занимавшейся составлением смет и проектов для организации промышленных предприятий, а также торговлей изделиями электротехнического назначения. С 1890 года фирма выполняла заказы по устройству электроосвещения, сигнализации, телефонной связи и т.п.
       На большой фабрике Бинара выпускали гладкие и узорные шелка, различного рода плюши и всевозможные фуляры. ⌠За отличное изделие гладких шелковых материй■ Бинар получил медаль на Анненской ленте.        Среди прочих упомяну графа д'Отишана. Оказавшись в Петербурге без каких бы то ни было средств к существованию, он придумал изготавливать очень красивые калоши. Французская художница Виже-Леблен, работавшая в то время в Петербурге, купила у него пару и в тот же вечер принесла их к графине Долгорукой, чтобы показать собравшимся у нее придворным дамам. Они нашли калоши очаровательными, и под влиянием общего сочувствия, которое возбуждали эмигранты, графу заказали еще множество пар. Вскоре калоши попали на глаза императору (Павлу I), который как только узнал мастера, приказал привести его к себе и дал ему очень хорошее место. К несчастью это была доверенная должность, и русские придворные были очень обижены, что Павел не смог надолго оставить при ней графа д'Отишана. В возмещение он наградил его таким образом, что полностью избавил от нужды.
       Жителям Петербурга начала и середины XIX века была известна придворная книжная лавка французов Белизара и Дюфура, помещавшаяся несколько лет в доме Глазунова у Казанского моста. Далее она была переведена в дом голландской церкви. Белизар и Дюфура поддерживали связь со всеми книготорговцами Европы, а потому имели богатый запас хороших книг, беспрерывно пополняемый. Белизар снабжал французскими книгами Пушкина. С помощью таких книготорговцев, как Белизар, петербургские любители книги собирали ценнейшие, уникальные библиотеки. Обладателей замечательных книжных собраний в Петербурге насчитывалось немало.
       Известна в Петербурге была частная типография французского предпринимателя А. Плюшара (позднее √ ⌠вдовы А. Плюшара с сыном■) на Б. Морской. Так сочинения Пушкина печатались в том числе и в типографии Плюшара. В этой работе - изображение Большого каменного театра - литография его издательства.1820-е г.г.
       Французы проявили себя и в гостиничном бизнесе. В 1830-е годы популярностью пользовалась гостиница ⌠Париж■ (⌠Отель де Пари■), помещавшаяся в доме надворного советника Калержи на углу Малой Морской улицы и кирпичного переулка. Содержал ее француз некий Луи.

Вверх

Создание и поддержка проекта:
Волкова Мария    Пивинский Станислав
╘1999-2000 Marrusia Home Studio
E-mail: Marrusia@usa.net