Содержание
Вместо предисловия
Первые Французы в Санкт-Петербурге
Зодчии
Знаменитые династии
"Академики" художеств
Театр
Беженцы от революции
Предприниматели
Элита
Наука и техника
Дипломатия
Религия
Информационные источники
Сводная таблица имен
|
Предпренимательство
Правительство стало поощрять частное
предпринимательство. Заводчикам и фабрикантам предоставлялись различные привилегии.
Иностранцам, ⌠которые перевозят в Россию свои капиталы, искусство или мастерство■,
разрешалось ⌠фабрики, заводы и записываться в гильдии без вступления в подданство на 10 лет■.
Так
Феликс Шопен
(? - 1892), француз, в 1840-х переселился в Россию, где приобрел петербургскую
фабрику художественной бронзы, имел собственный магазин на Б.Морской,70. Выполнял крупные
государственные заказы для Исаакиевского собора и Эрмитажа. Выпустил 64 бронзовых бюста
российских великих князей, царей, и императоров. В 1867 году послал в Париж на Всемирную
выставку модель Петропавловской крепости. Расцвета фирма Шопена достигла в 1870-х годах в
сотрудничестве со скульптором Е.А. Лансере.
Французским гравером А.П. Мораном
(ум. в 1904 г.) в 1849 году была образована бронзово-литейная фабрика на М. Болотной ул. д.5,
на базе художественно-литейного цеха машиностроительного завода герцога Лейхтенбергского.
После отъезда А.П. Морана во Францию в 1892 году предприятие перешло к французскому
подданному Г.А. Гоне и Э.П. Гакеру. Фирма особенно прославилась отливкой памятников, в том
числе Николаю I, Екатерине II в Петербурге и в других городах России. Предприятием был
также выполнен
шпиль колокольни Петропавловского собора.
Фирма славилась использованием так называемой бронзы сукрасной, устойчивой к ненастной
погоде и перепадам температур. В 1861 году фирма была удостоена права изображения
государственного герба.
Кольбе Р.А. с 1884 года владелец фирмы,
занимавшейся составлением смет и проектов для организации промышленных предприятий,
а также торговлей изделиями электротехнического назначения. С 1890 года фирма выполняла
заказы по устройству электроосвещения, сигнализации, телефонной связи и т.п.
На большой фабрике
Бинара
выпускали
гладкие и узорные шелка, различного рода плюши и всевозможные фуляры. ⌠За отличное
изделие гладких шелковых материй■ Бинар получил медаль на Анненской ленте.
Среди прочих упомяну графа д'Отишана.
Оказавшись в Петербурге без каких бы то ни было средств к существованию, он придумал изготавливать
очень красивые калоши. Французская художница Виже-Леблен, работавшая в то время в Петербурге,
купила у него пару и в тот же вечер принесла их к графине Долгорукой, чтобы показать
собравшимся у нее придворным дамам. Они нашли калоши очаровательными, и под влиянием
общего сочувствия, которое возбуждали эмигранты, графу заказали еще множество пар. Вскоре
калоши попали на глаза
императору
(Павлу I), который как только узнал мастера, приказал привести
его к себе и дал ему очень хорошее место. К несчастью это была доверенная должность, и русские
придворные были очень обижены, что Павел не смог надолго оставить при ней графа д'Отишана. В возмещение он наградил его таким образом, что
полностью избавил от нужды.
Жителям Петербурга начала и середины
XIX века была известна придворная книжная лавка французов Белизара и Дюфура, помещавшаяся
несколько лет в доме Глазунова у Казанского моста. Далее она была переведена в дом голландской
церкви. Белизар и Дюфура поддерживали связь со всеми книготорговцами Европы, а потому
имели богатый запас хороших книг, беспрерывно пополняемый. Белизар снабжал французскими
книгами Пушкина. С помощью таких книготорговцев, как Белизар, петербургские любители книги
собирали ценнейшие, уникальные библиотеки. Обладателей замечательных книжных собраний в
Петербурге насчитывалось немало.
Известна в Петербурге была частная
типография французского предпринимателя А. Плюшара (позднее √ ⌠вдовы А. Плюшара с сыном■)
на Б. Морской. Так сочинения Пушкина печатались в том числе и в типографии Плюшара.
В этой работе - изображение Большого каменного театра - литография его издательства.1820-е г.г.
Французы проявили себя и в гостиничном
бизнесе. В 1830-е годы популярностью пользовалась гостиница ⌠Париж■ (⌠Отель де Пари■),
помещавшаяся в доме надворного советника Калержи на углу Малой Морской улицы и кирпичного
переулка. Содержал ее француз некий Луи.
|