Содержание
Вместо предисловия
Первые Французы в Санкт-Петербурге
Зодчии
Знаменитые династии
"Академики" художеств
Театр
балет
Беженцы от революции
Предприниматели
Элита
Наука и техника
Дипломатия
Религия
Информационные источники
Сводная таблица имен
|
Театральный Петербург
На театральную жизнь Петербурга большое
влияние оказали французские актеры √ драматические, оперные и балетные. В начале XIX века
в Петербурге постоянно действовала французская труппа. Как отмечают современники,
⌠декорации, костюмы и балет всего лучше во французском театре■. Осенью и зимой французы
каждую неделю играют два раза в Эрмитаже.
Павел I подарил французскому театру
костюмы из своего гардероба,
которые своей роскошью далеко превосходили все то, что имели театры Парижа и Вены.
Александр I отдавал предпочтение
французской комической опере и водевилю. В 1817 году вновь
был торжественно открыт,
восстановленный после пожара французским архитектором
Модюи,
Большой или Каменный театр, который находится на месте нынешней консерватории. Вот, что
писали о нем современники: "" Большой Каменный театр, который был превращен в пепел в
ночи на первое января 1811г., возобновлен в нынешнем - трудами г. Архитектора Модюи...
Предварительно можем уверить читателей наших, что зала нового театра выполнением и
красотою постройки, расположения и убранства не уступает никакой другой в Европе...
Сцена весьма просторна и глубока. Кровля здания возвышена противу прежнего, так, что
завесы и декорации будут поднимаемы не свертываясь... О настоящем достоинстве театра, т.е.
хорошо ли и отовсюду ли будет в нем видно и слышно, можно судить не прежде открытия.
"Сын Отечества, ╧5, 1818г."
На сцене Большого театра выступали и французские актеры. В этом же году из Франции был выписан
знаменитый хореограф
Жан Дидло.
С ним были приглашены танцоры Антонен и Веланж. Балеты
Ж. Дидло на сцене Большого театра были самым замечательным явлением тогдашней театральной
жизни.
К 40-м годам XIX века относится расцвет
европейского циркового искусства. В связи с этим в Петербурге строятся здания цирков и
цирков-театров. В 1846 году в Петербург приезжает из Франции труппа Лежара с главным
режиссером П. Кюзаном. На площади Александрийского театра сооружается деревянное здание
цирка Лежара, который имел шумный успех в Петербурге.
В 30-х годах XIX века Петербург
обогатился двумя замечательными театральными зданиями √ это Александринский театр,
построенный на Невском проспекте, на месте прежнего Малого театра, и Михаиловский театр
на Михаиловской площади.
Известно, что труппа Михаиловского театра на
протяжении почти
полувека являлась одной из лучших в Европе. В ее задачи входило знакомить русскую публику с
классическими и современными образцами французской драматургии, демонстрировать высокий
уровень актерского мастерства. Французской труппой в 80-90-е годы XIX столетия руководили
Дельтомб, Вицентини, Ланжалэ. Существовавшая на основе ангажементов (ангажемент - приглашение артиста для участия в спектаклях на определенный срок), труппа постоянно
пополнялась актерами парижских театров (⌠Комеди Франсез■, ⌠Одеона■, ⌠Водевиль■ и др.). В 80-90 г.г.
в петербургских театрах господствовала драматургия развлекательного характера. Большое место
занимала она и в репертуаре французской труппы, где ставились: ⌠хорошо сделанная пьеса■
(Скриб, Сарду, Ожье, Лабиш, Понсар, Пальерон, Фейдо), водевили (Марс, Девальер, Геннекен,
Галеви), мелодрамы (Дюма-сын, Леметр, Лежандр, Гервье). Легкий репертуар, который в Париже
шел в театрах ⌠Пале рояль■, ⌠Водевиль■, ⌠Варьете■, пользовавшийся успехом у публики
Михаиловского театра порой куда большим, чем классические комедии.
Из классических произведений чаще всего
становились исторические драмы Дюма-отца, а также драмы В. Гюго. Линию исторических
спектаклей продолжали постановки современных пьес таких крупных драматургов-неоромантиков,
как Ростав, Коппе, Ришпен, Банвиль.
Ведущими актерами французской труппы
были: в 80-е годы √ актеры Гитри, Жумар, Вальбель, Дево, Иттманс, актрисы Брендо, Мент,
Монталан, Дика-Пти, Поль-Эрнест; в 90-е годы √ актеры Дюмени, Андрне, Марке, Стрипц;
актрисы: Томассен, Берти, Б. Дюфрен, Баллетта. Наличие таких актеров позволяло критикам
считать, что наш французский театр обладал в то время таким составом труппы, каким не могла
похвастаться ни одна парижская сцена, за исключением, конечно, ⌠Комеди Франсез■
Судя по статьям русской критики,
французская труппа Михаиловского театра всегда вызывала к себе живой интерес. На примере ее
деятельности можно наблюдать, как на российской земле происходило взаимодействие русской и
французской театральных культур.
В 1860-1870- е годы в России царствовала
французская оперетта. С 1870 по 1877 год в Петербурге был открыт театр ⌠Буфф■, в котором
французская труппа показывала новинки из Парижа. Надо заметить, что тогда было принято
давать новые спектакли в бенефисы. Так ⌠Летучую мышь■ играли в бенефис госпожи Нодэ.
Французская оперетта, в лице ее лучшего
представителя Жака Оффенбаха, насквозь пропитана национальным колоритом, сатиричностью и
искрящимся юмором. В фокусе ее внимания √ парижская жизнь ⌠blague■, которое привлекает своей
гривуазностью. Оперетте, как жанру свойственна синтетичность музыки, танца, вокала, пантомимы.
При переносе на русскую сцену, французская оперетта утратила некоторые присущие ей черты и
смешалась с водевилем. Так, французская труппа открыла новый для Петербурга новый
музыкально-театральный жанр √ жанр оперетты.
|