Содержание



Вместо предисловия

Первые Французы в Санкт-Петербурге

Зодчии
Знаменитые династии
"Академики" художеств
Театр
Беженцы от революции
Предприниматели
Элита
Наука и техника
Дипломатия
Религия

Информационные источники

Сводная таблица имен

"Академики" художеств

       В истории развития художественной культуры Санкт-Петербурга важную роль сыграли французские мастера, работавшие здесь во второй половине XVIII в. √ первой четверти XIX в. одной из сторон их деятельности было преподавание в Академии художеств. Помогая в деле организации главного художественного учреждения России, французы, считавшееся в это время одними из лучших художников, скульпторов Европы, как правило, стояли у истоков создания многочисленных классов. Француз Г.А.Шуазель-Гуффье √ единственный иностранец на посту президента Академии художеств (1797-1800). В штате Академии, не считая многочисленных гувернеров, танцмейстеров, учителей французской грамматики и пр., состояло 14 французских мастеров:

Живописцы:
Л.-Ж.М. Лоррен (1758-1759)
Ж.-Л. де Велли (1759-1760)
Л.-Ж.Ф. Лагрене (1760-1763)
Г.-Ф. Дуайен (1790-1794, 1798-1806)
Ж.-Л. Монье (1806-1813);
Скульпторы и литейщики:
Н.-Ф. Жилле (1758-1778)
Л. Роллан (1766-1769)
А. Симон (1769-1770)
Э. Гастклу (1776-1783)
П.Ажи (1794-1804, 1808-1826).
Архитекторы:
Ж.-Б.-М. Валлен Деламот (1759-1775)
Ж.-Ф. Тома де Томон (1802-1813);
Граверы:
П.-Л. Вернье (1764-1768)
Б.-Л. Генрикез (1771-1774);
       Многочисленные документальные материалы свидетельствуют о важном месте французских преподавателей в процессе становления учреждения, в обучении русских мастеров.
       Почти все французы, помимо Академии художеств, служили в других учреждениях или выполняли заказы. В документах есть данные о работах литейщика Ажи по бронзовым украшениям петергофского сада, Казанского собора; Генрикеза √ по граверным работам для императрицы; гравера Вернье √ по стальной печати для сухопутного шляхетского корпуса; литейщика Гатсклу √ по статуям для петергофского каскада; скульпторов Жилле и Роллана √ по резным работам в галерее Зимнего дворца. О работах Валлен Деламота и Тома-де-Томона говорилось выше.
       Еще один живописец, рисовальщик и гравер Мишель Франсуа Дамам-Дамартье приехал в Россию в середине 1790-х годов. За десять лет он создал несколько серий рисунков, изображающих Петербург и другие города России, а также сцены Русской жизни конца XVIII √ начале XIX века. Несколько суховатые и драматичные работы Дамам-Дамартье не менее существенно дополняют изобразительную летопись тогдашнего Петербурга.

Вверх

Создание и поддержка проекта:
Волкова Мария    Пивинский Станислав
╘1999-2000 Marrusia Home Studio
E-mail: Marrusia@usa.net