Содержание



Вместо предисловия

Первые Французы в Санкт-Петербурге

Зодчии
Жан Батист Леблон
Этьен Морис Фальконе
Валлен де ла Мот
Тома де Томон
Огюст Рекар Монферран
Знаменитые династии
"Академики" художеств
Театр
Беженцы от революции
Предприниматели
Элита
Наука и техника
Дипломатия
Религия

Информационные источники

Сводная таблица имен

Сальный буян

       Почти одновременно с работой для Одессы Тома Де Томон трудится над проектом амбаров Сального буяна в Петербурге.
       Буяном называли специально отведенное обширное место для выгрузки больших партий товаров. Место выбиралось предпочтительно на водных торговых путях и во избежание пожаров окружалось водой. В центре буяна строились амбары.
       Амбары сального буяна, построенные на левом берегу Невы, напротив Горного кадетского корпуса архитектора Воронихина, в печатных источниках связывают с именим Тота де Томона. Однако к их проектированию и строительству имеют отношение еще два архитектора. Благодаря найденным архивным документам удалось полностью восстановить историю этих амбаров.
       В мае 1803 года санкт-петербургские купцы обратились к министру коммерции Н. П. Румянцеву с просьбой о строительстве амбаров с целью разделения сального и масляного буянов, находившихся между 22-й и 258-й линиями Васильевского острова. Предполагалось купить место, принадлежавшее купцу Трозину, на Матисовом острове, чтобы перенести туда сальные амбары. Но дело с покупкой затянулось более чем на год. Между тем были заказаны проекты и сметы на сооружение этих амбаров архитекторам И. Гиршу и И. П. Фоку. А "проект канала для удобства и прохода барок кругом амбаров поручили составить инженер-генералу де Витте." Работы предполагалось начать с весны 1805 года.
       Казалось бы, что Тома де Томон ко всему изложенному не причастен. Но, вероятно, в связи с затянувшейся покупкой места на Матиссовом острове решили предусмотреть возможность постройки амбаров на Васильевском острове, рябом со старыми. Проект таких амбаров в том же 1804 году разработал Тома де Томон. Вместе с проектами Гирша и Фока вариант Томона тоже был представлен на утверждение. В результате приняли решение строить по проекту Фока, фасады привести в соответствие с проектом Томона, а новую смету составить Гиршу, которому поручается вместе с тем осуществить строительство.
       К 1807 году основные работы были завершены, "кроме нескольких сводов, кои по причине свежести стен к концу приведены быть не могли". Полностью строительство заканчивается в следующем году. При разработке проекта амбаров наибольшую трудность представляло решение фасадов вследствие их значительной протяженности при небольшой высоте постройки. Тома де Томон, видимо нашел наиболее удачное решение.
       Укрупненные архитектурные формы, тщательный отбор деталей, их лаконичное решение - все это способствовало хорошему восприятию здания даже на значительных расстояниях.
       Почти одновременно с амбарами на противоположном берегу Невы, немного выше по течению по проекту Воронихина строилось здание Горного кадетского корпуса, оформившее торжественный въезд в Санкт-Петербург со стороны Финского залива. Монументальность постройки Воронихина достигнута за счет приемов, подобных тем, которыми пользовался Томон. Вероятно Тома де Томон при разработке своего проекта учитывал соседство будущей постройки Воронихина, с которым он неоднократно сотрудничал и преподавал в Академии художеств. Строгая архитектура амбаров Тома де Томона была прекрасным "аккомпаниментом" монументальному образу, созданному Воронихиным.
       В 1914 году амбары сального буяна разобрали. А через несколько лет один из первых советских архитекторов - Л. В. Руднев предложил использовать гранитные блоки фундамента Сального буяна для сооружения памятника борцам революции.

Вверх

Создание и поддержка проекта:
Волкова Мария    Пивинский Станислав
╘1999-2000 Marrusia Home Studio
E-mail: Marrusia@usa.net