Содержание
Вместо предисловия
Первые Французы в Санкт-Петербурге
Зодчии
Знаменитые династии
братья Брюлловы
род Бенуа
"Академики" художеств
Театр
Беженцы от революции
Предприниматели
Элита
Наука и техника
Дипломатия
Религия
Информационные источники
Сводная таблица имен
|
Карл Брюллов
Брюллов, Карл Павлович - выдающийся художник
(1799 - 1852), родился в Петербурге 12 декабря 1799 г.
Брюллов с малых лет выказывал особенные способности к
рисованию и получил первые уроки от отца. Десяти лет Карл
был отдан в Академию Художеств и скоро стал удивлять всех
своими успехами в рисовании, но был слаб в науках. Что
касается искусств, то в этом отношении Брюллов во все время
пребывания в Академии считался первым между
сверстниками; его наставниками были А. Иванов (старший),
А. Егоров и В. Шебуев . В 1821 г. Брюллов получил золотую
медаль за картину "Явление Аврааму трех ангелов у дуба
Мамврийского" (находится в Академии Художеств) и, вместе
с тем, право на отправку за границу на казенный счет.
Но в том же году состоялось постановление, чтобы молодые
художники были отправляемы за границу лишь спустя три
года по окончании ими курса в Академии. Общество
поощрения художников пришло на помощь Брюллову,
постановив, не ожидая истечения трехлетнего срока, послать
его на свой счет за границу, что и было сделано в 1822 г. По
Высочайшему повелению он должен был изменить свою
фамилию Брюлло на Брюллова. В то время русские
художники проводили значительную часть своей жизни за
границей обыкновенно в Риме. Бруни и Басин уже три года
работали в Риме, когда прибыл туда Брюллов. Первое время
своего пребывания в Италии Брюллов писал картины из
римской жизни; между прочим, он написал две женские
поясные фигуры, известные под названиями "Утро" и
"Полдень", и скопировал для Петербургской Академии
Художеств "Афинскую школу" Рафаэля. Популярное, огромное
его произведение "Последний день Помпеи" было написано в
промежуток времени 1830 - 33 годов по заказу А. Демидова В
Италии эта картина произвела большое впечатление. Потом
она была выставлена в Париже, где ее приняли, хотя и с
меньшим восторгом, но все же с большим одобрением. Гравер
Жирар исполнил в Париже с картины Брюллова большую
гравюру черной манерой с подправкою резцом. В Россию эта
картина прибыла в 1834 г. и была прославлена художниками
и публикой. Когда в 1836 г. Брюллов возвратился в
Петербург, совершив из Италии путешествие через Грецию,
Турцию и Малую Азию на юг России и оттуда в Москву, то
его ожидала чрезвычайно почетная встреча в Академии.
Впоследствии, когда наступила пора преобладания реализма в
живописи, критика старалась унизить произведение
Брюллова, не находя в нем ни исторических, ни даже
характерных черт человеческих страстей, которые
соответствовали бы событию; но пора этой второй крайности
тоже миновала. "Последний день Помпеи" (Музей Александра
III ), как и "Медный змий" Бруни составили эпоху в русской
живописи. Картина Брюллова получила широкую известность
благодаря большой гравюре, о которой было упомянуто выше.
В Казанском соборе находится большой запрестольный образ
работы Брюллова "Взятие Божией Матери на небо", рядом с
нею "Покров Божией Матери" - Бруни и "Введение
Богородицы во храм" - Басина. В Сергиевской пустыни (близ
Петербурга) - "Святая Троица". Кроме того, Брюллов написал
несколько образов для церкви на Аптекарском острове,
"Спаситель во гробе" (в домовой церкви графа Адлерберга).
Большие работы религиозной живописи в Исаакиевском
соборе, порученные Брюллову в 1842 г., а именно - плафон,
двенадцать фигур апостолов в подкупольной башне и еще
четыре картины, были сочинены и нарисованы Брюлловым в
виде картонов, но по болезни его были написаны Басиным.
Только живопись плафона была начата Брюлловым; эта
огромная картина в 1600 кв. аршин (около 800 кв. м), тоже
оконченная Басиным, изображает молящуюся Богоматерь,
окруженную святым Иоанном Крестителем и святым
Иоанном Богословом и сонмом святых, соименных членам
Императорской фамилии. По исторической живописи
Брюллов, кроме "Последнего дня Помпеи", написал еще
"Смерть Инесы де Кастро" и "Осаду Пскова" (оставшуюся
только начатою); обе картины находятся в Музее Александра
III. Он сделал также эскиз картины "Нашествие Гензериха на
Рим". Из других произведений Брюллова упомянем портреты:
князя А. Голицына в рост (находится в Румянцевском Музее),
Н.В. Кукольника (Третьяковская галерея), сестер
Шишмаревых (Музей Александра III), автора и барона Меллер
(там же) и другие. Брюллов писал не только масляными
красками, но был и отличным акварелистом. Болезнь
заставила Брюллова в 1849 г. отправиться для лечения на
остров Мадеру. Пребывание на этом острове восстановило
было его силы, но с приездом в Италию он опять
почувствовал себя худо и 12 июня 1852 г. умер в местечке
Марчиано, близ Рима. Он похоронен на кладбище
Монте-Тестаччио в Риме. Брюллов особенно близок был к
писателю Н. Кукольнику, композитору М. Глинке и актеру В.
Самойлову. В числе учеников Брюллова некоторые получили
впоследствии известность: Федотов - жанрист-сатирик;
Петровский, умерший почти в начале своего художественного
поприща; Моллер - автор картин "Поцелуй" и "Проповедь
Иоанна на острове Патмосе"; Михайлов ("Девушка ставит
свечу перед образом"); Капков ("Вдовушка" и "Татьяна,
читающая свое письмо к Онегину") и Шевченко . Брюллов
имел огромное влияние на целое поколение художников.
Особенно хорош он как рисовальщик, но и картины его, а
особенно портреты также замечательны, несмотря на
некоторую пестроту красок. О Брюллове до сих пор не было
написано отдельного серьезного исследования, и только А.И.
Сомов в 1876 г. издал брошюру, посвященную ему.
|